Обобщение положительного педагогического опыта в 2014 году
в учреждении образования «Кобринский государственный профессиональный лицей сферы обслуживания»
Кириевская Оксана Георгиевна – преподаватель немецкого языка, первая квалификационная категория
Тема: «Развитие речевого умения учащихся на уроках немецкого языка посредством применение оптимальных форм и методов обучения»
Форма обобщения опыта: творческий отчёт на заседании методической комиссии, презентация опыта на заседании педагогического совета.
Согласно современной концепции языкового образования в Республике Беларусь стратегической целью обучения иностранным языкам в учебных заведениях является формирование поликультурной многоязычной личности, способной к постоянному самообразованию в области изучения иностранных языков, совершенствованию своих навыков и умений, развитию коммуникативной и информационной культуры.
Актуальность опыта заключается в успешном выполнении задач, возложенных нормативными документами, по формированию коммуникативной компетенции человека на иностранном языке, которая позволяет достигать взаимопонимания и осуществлять взаимодействия с носителями изучаемого языка.
Ведущая педагогическая идея деятельности Оксаны Георгиевны состоит в том, что эффективное комбинирование приемов и методов инновационных технологий, способствующих развитию речевого умения на уроках иностранного языка, позволяет обеспечить высокое качество образовательного процесса.
Становление и развитие опыта педагога происходило в процессе деятельности по индивидуальной методической теме на протяжении нескольких лет.
Поисками «особенных, результативных» методов и приемов в обучении иностранного языка преподаватель начала интересоваться еще в студенческие годы. В настоящее время, выполняя заказ государства по формированию поликультурной многоязычной личности, формированию коммуникативной компетенции учащегося и осуществляя рефлексию собственной педагогической деятельности для повышения эффективности своей работы, в 2011 году она вновь обратилась к данной теме.
Оксана Георгиевна как педагог отличается активным поиском идей, новых решений педагогических задач, создан собственный взгляд по реализации образовательных задач по преподаваемому предмету, творчески подходит к планированию системы уроков, их структуры, разнообразит формы и методы обучения (с учетом особенностей группы и каждого учащегося).
За годы работы с учащимися преподаватель сделала вывод, что успешные результаты в обучении иностранному языку зависят от правильно выбранных форм и методов, используемых на каждом уроке.
Среди положительных способов и педагогических приемов обучения наиболее эффективными Оксана Георгиевна считает следующие:
- создание доброжелательной атмосферы на уроке;
- разнообразие видов деятельности (однообразие снижает мотивацию, подавляет инициативу ученика);
- использование страноведческого материала, социального аспекта, межпредметных связей для расширения знаний о стране изучаемого языка, своей родной стране;
- использование разнообразных игр с целью автоматического, неосознанного запоминания и использования различных лексических и грамматических структур;
- вовлечение учащихся в проектную деятельность, которая дает учащимся творчески выразиться;
- использование ИК технологий, которые позволяют эффективно сочетать урочную и внеурочную работу с детьми;
- учет интересов каждого учащегося;
- учет физиологических и психологических особенностей детей.
Используя вышеперечисленные педагогические приемы и методы, различные педагогические технологии на уроках и во внеклассной работе преподаватель достигла определенных результатов в обучении немецкому языку:
- наблюдается позитивная динамика качества знаний учащихся на уроках и по предмету в целом;
- на обязательном выпускном экзамене по немецкому языку многие учащиеся улучшают свои отметки по сравнению с началом учебного года;
- учащиеся, имеющие способности в изучении немецкого языка, участвуют во втором туре республиканской олимпиады по иностранному языку и добиваются хороших результатов.
Педагогический опыт Оксаны Георгиевны базируется на отдельных положениях технологии индивидуального обучения, технологии активизации и интенсификации познавательной деятельности, технологии проектов. Для ее педагогической практики характерны системно-деятельностный и личностно-ориетированный подходы.
Оксана Георгиевна свою задачу видит в развитии устойчивого интереса к предмету (а где интерес – там и успех). Особую роль в формировании мотивации отдает новизне получаемой информации, включению учащихся в поисковую, творческую деятельность (преподаватель убеждена в том, что лишь увлечённый делом может увлечь других).
Одним из способов включения учащихся в процесс обучения преподаватель видит наличие межпредметных связей (в том числе связи с изучаемой профессией), которые обеспечиваются разного рода наглядностями, презентациями и видеосюжетами из интернета. Актуально и очень эффективно применение «спонтанного поиска» информации по теме в режиме оnline.
Речевая зарядка, используемая практически на каждом уроке и основанная на имеющихся знаниях у учащихся, очень эффективно сопровождается электронными презентациями и поговорками, вопросно-ответными формами.
Обучение устному иноязычному общению преподаватель стремится организовать таким образом, чтобы операции по отбору языковых средств, составлению из них сообщений перевести на уровень автоматизма. В процессе обучения преподаватель стремится направить внимание учащихся на смысловую сторону общения, чтобы учащиеся испытывали потребность в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений своих товарищей. С этой целью используется наглядность как внешняя (рассказ, сюжетная картинка, компьютерная презентация, видеосюжет), так и внутренняя (мышление как продукт взаимодействия говорящего с реальной действительностью). Средствами внешней наглядности говорящему задаются смысловое содержание и логическая последовательность высказывания – смысловая опора говорения. Использование преподавателем различного рода смысловых опор (картинки и картины, символы, таблицы, карты, схемы, ключевые слова и выражения, образцы, реальные предметы, использование полученного опыта) облегчает обучаемому выражение своих мыслей. Предлагаются задания типа «Составьте диалог по рисунку, используя следующие слова и выражения:..». Использование образца (карточки-образцы) позволяет учащимся, заменяя определённые формы, слова и предложения, составлять свои собственные диалоги.
Применение Оксаной Георгиевной разнообразных форм учебных занятий позволяют поддерживать эффект неожиданности и интерес к предмету, что способствует качеству усвоения материала (например аудиозапись с вопросами речевой зарядки учащимися другой группой стимулирует речемыслительную активность). Для повышения мотивации преподаватель использует нетрадиционные формы уроков: урок-соревнование, урок-презентация, урок - заочное путешествие. Наиболее удачными являются уроки-экскурсии по стране изучаемого языка, по Беларуси. Эти уроки имеют большое образовательное значение, побуждают интерес к стране и ее людям, достопримечательностям, а значит, играют и воспитательную и мотивирующую роль.
Учитывая индивидуальный подход в обучении немецкому языку, наличие средств обучения, разработанных в контексте одного урока, с учетом требований нормативных документов, специфики урока иностранного языка, психофизиологической характеристики учащихся старших классов, по мнению преподавателя, наличие УМК в электронном виде является обязательным.
Преподавателем проведена тщательная систематизация имеющихся материалов, разработан УМК предмета, тем, уроков, который постоянно пополняется и обновляется. Детально составляется учебно-методический комплекс к каждому уроку (план-конспект урока, видеоматериалы или электронные презентации, аудиоматериалы, рабочие листы для учащихся с заданиями различного характера и т.д.).
Оснащение урока иностранного языка современными техническими средствами обучения и электронными образовательными ресурсами (компьютерными презентациями, видеосюжетами, обучающими фильмами, видеофильмами и мультфильмами, аудиозаписями) позволяет преподавателю выбрать наиболее эффективные упражнения по активизации устной речи.
Во внеклассной деятельности Оксана Георгиевна использует разнообразные формы работы с учащимися, проводит яркие и запоминающиеся мероприятия: «Рождественская викторина», конкурс чтецов, песни на немецком языке; выставка плакатов и подписанных открыток к Рождеству и Новому году, «В гостях у немецких сверстников» (выставка- продажа на немецком языке рождественских сладостей).
Игнатьева Ирина Николаевна – мастер производственного обучения специальности «Торговое дело», высшая квалификационная категория
Тема: «Повышение эффективности уроков производственного обучения будущих продавцов на основе использования интерактивных методов обучения».
Форма обобщения опыта: творческий отчёт на заседании методической комиссии, презентация опыта на заседании педагогического совета.
Социально-экономическая ситуация в стране определяет необходимость изменения теоретических и практических подходов к подготовке рабочих. Активный переход к рынку труда объективно требует повышения качества профессионального образования, более высокого уровня квалификации и обеспечения конкурентоспособности рабочего уже в начале его профессиональной деятельности.
Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов и технологий обучения, которые предполагают такую организацию учебного процесса при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и анализировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Деятельность по изучению опыта работы Ирины Николаевны по теме «Повышение эффективности уроков производственного обучения будущих продавцов на основе использования интерактивных методов обучения» начата в сентябре 2012 года.
Ведущей идеей обобщаемого педагогического опыта является активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе использования методов интерактивного обучения.
В своей педагогической деятельности Ирина Николаевна использует комплекс интерактивных методов и средств обучения, которые, как подтверждает практика, дают хороший результат. На основании анализа проделанной ею работы можно сделать следующие выводы:
- выявлены наиболее эффективные способы организации и проведения уроков с использованием методов интерактивного обучения (разминки различного рода; разрешение проблемных ситуаций; творческие задания; применение ИКТ, обучающие игры; дебаты, семинары, интерактивные лекции с приглашением специалиста; соревнования и др.);
- занятия, построенные в интерактивном режиме, вызывают заметный интерес у учащихся, прежде всего потому, что нарушают привычный и несколько надоевший порядок работы на уроке, позволяют каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса;
- учебный процесс стал более активизированным, стало больше возможностей реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся;
- на таких занятиях продуктивнее формировать и развивать профессиональные компетенции: применение знаний, умения находить причинно-следственные связи, делать выбор из представленной информации, критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи, анализировать, составлять алгоритм действий, аргументировать выводы, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Ирина Николаевна применяет различные подходы к организации деятельности учащихся в интерактивном режиме обучения. Это позволяет разнообразить ход занятия, внести смену деятельности на уроках. Мастер п/о использует интерактивные методы обучения на различных этапах урока производственного обучения.
На организационном этапе урока п/о применяются такие приемы, которые способствуют созданию благоприятной атмосферы, позволяют учащимся более оперативно включаться в деятельность, взаимодействовать друг с другом:
- «Поменяемся местами», когда учащиеся на поставленный вопрос дают утвердительный ответ, меняют свое место, а те, которые отвечают отрицательно остаются на своем месте, что позволяет включиться быстрее в предстоящую деятельность, активизировать учащихся;
- «Прогноз погоды» - в виде оси координат, где одна ось- количество участников, а другая- природные явления (солнце, дождь, пасмурно), затем рисуется график настроения группы.
Для формирования мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями мастер п/о использует демонстрацию видеороликов, отрывков из газетных статей, заслушивание статистических данных (например, товарооборачиваемость различных магазинов, выполнение планов товарооборота). Организуя этот этап, Ирина Николаевна от урока к уроку меняет способы мотивации, старается разнообразить их. Ее практика показывает, что учащимися приветствуется способ мотивации учебной деятельности в виде деловых игр.
На этапе целеполагания применяет метод «Ассоциации». Сущность метода заключается в следующем: к предложенному понятию (например, продажа обувных товаров) каждому участнику необходимо подобрать 2-3 слова или сочетания слов, с которыми ассоциируется предложенное понятие. Из составленного смыслового ряда следует выделить те слова, которые наиболее точно отражают сущность рассматриваемого понятия.
Для припоминания ранее приобретенных знаний используются следующие методы: «Заверши фразу», «Алфавит», «Выбери позицию», «Микрофон», « Логическая цепочка».
Доказали свою эффективность уроки - интеллектуальные игры на примерах телепередач. Мастеру п/о легче ориентироваться при составлении условий игры, а учащиеся смелее чувствуют себя в несколько знакомой ситуации, работают увереннее и активнее.
Для формирования ориентировочной основы предстоящей деятельности достаточно часто используются видеоролики (отдельные эпизоды торгово-технологического процесса в магазинах по определенной теме занятия). Перед учащимися вначале показа мастер п/о ставит задачу, затем выносит ее на обсуждение. Это может быть анализ замеченных ошибок при расчете покупателя, неэффективная выкладка товара, низкая культура обслуживания покупателей и др., также применяю лекции с процедурами пауз.
При пробном выполнении трудовых действий с целью проверки правильности их выполнения используется метод «Зачет», где учащиеся объединяются в группы по 4-5 человек, выполняют задание и выставляют отметки друг другу. Затем от каждой команды выходит представитель и вытягивает карточку с заранее заготовленного комплекта.
Ирина Николаевна часто применяет ИКТ. Это уроки с использованием мультимедиа-презентаций (при изучении нового материала, защита проектов обучающихся), уроки с компьютерной поддержкой (проектная деятельность учащихся, проверка знаний).
На этапе рефлексии используются вопросы, которые позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
Ирина Николаевна является председателем методической комиссией преподавателей и мастеров производственного обучения профессий торгово-экономического профиля. Под ее руководством ежегодно проводится Неделя профессии с яркими и запоминающимися внеклассными мероприятиями.
раскрыть » / « свернуть