Специальность
4-02-0413-01 Торговое обслуживание
Квалификация
4-02-0413-01-03 Продавец 4 разряда
Мир товаров так велик -
Продавец в нём проводник
Для освоения образовательной программы по специальности "Торговое обслуживание" требуется наличие общего базового или общего среднего образования.
Срок обучения 2 года 10 месяцев на основе общего базового образования.
Для работников данной профессии предметом труда являются: продовольственные и непродовольственные товары.
Средствами труда служат: торговое оборудование, инструменты, различные приспособления и устройства.
Результат труда – своевременное обеспечение потребителей качественными товарами, высокий уровень культуры обслуживания.
Профессиональная деятельность требует повышенного внимания, которое необходимо при обслуживании потребителей, пользовании современными кассовыми аппаратами и весоизмерительным оборудованием.
Значительные требования предъявляются к памяти продавца. В первую очередь необходимы зрительная и слуховая память, произвольное запоминание.
Предъявляются высокие требования к речи работника: хорошая и выразительная дикция, правильность формулировок, грамотность и краткость речи, языковая культура.
Необходимы следующие нравственные качества: корректность, тактичность, деликатность, заботливость, человеколюбие, милосердие, трудолюбие, вежливость, честность, коммуникабельность, ответственность, бесконфликтность, отзывчивость, сдержанность, предупредительность.
К специальным способностям работника относятся: коммуникативные, математические, эстетические, технические.
Выпускникам гарантируется трудоустройство на предприятиях торговли государственной и индивидуальной форм собственности (ОАО «Универмаг Кобрин»
Кобринское РАЙПО, ЗАО «Доброном», ООО «Евроторг» и др.)
Профессия всегда востребована на рынке труда; постоянное общение с людьми, влияние на формирование культуры потребления, расширение кругозора.
Учащийся должен знать и уметь
Квалификации: продавец; контролёр-кассир (контролер)
Продавец, контролёр-кассир (контролер) должен уметь:
- обслуживать покупателей: предлагать и показывать товары помогать в выборе товаров и консультировать покупателей о назначении, свойствах, качестве товаров, правилах ухода за ними, ценах, состоянии моду текущего сезона, предлагать взаимозаменяемые товары сопутствующего спроса, примерять, отмеривать, отрезать демонстрировать в действии;
- подсчитывать стоимость покупки, выписывать чеки, получать деньги, упаковывать товар, выдавать покупку или передавать ее на контроль;
- работать на контрольно-кассовой машине: проверять исправность контрольно-кассовой машины, заправлять контрольную и чековую ленты, записывать показания счетчиков, переводить нумератор на нули и устанавливать дозатор;
- подготавливать рабочее место: проверять исправность инвентаря и инструментов, подготавливать к работе контрольно-кассовую машину, получать упаковочный материал, контролировать своевременное пополнение рабочего запаса товаров;
- получать товары и подготавливать их к продаже: проверять наименование, количество, комплектность, сортность, цены и соответствующие маркировки, фабричные ярлыки и пломбы, распаковывать, осматривать внешний вид изделия, перебирать, протирать, очищать, перематывать, подутюживать и т.д.; заполнять и прикреплять ярлыки к товарам, составлять и оформлять подарочные праздничные наборы, размещать и выкладывать товары по группам, видам и сортам с учетом товарного соседства, частоты спроса и учета работы, сообщать администрации о случаях обнаружения товаров, не соответствующих маркировке;
- изучать спрос покупателей;
- оформлять на прилавочные и внутренние витрины;
- подсчитывать чеки (день) и сдавать их в установленном порядке, сверять суммы реализации с показаниями кассовых счетчиков;
- убирать нереализованные товары в тару;
- подготавливать товары к инвентаризации;
- применять передовые приемы работы и современные методы организации труда;
- соблюдать требования безопасности труда, пожарной безопасности, правила внутреннего распорядка, гигиену труда;
- разрабатывать и осуществлять мероприятия по наиболее эффективному использованию рабочего времени, сохранению качества товаров при их хранении и реализации, экономии упаковочных материалов и электроэнергии;
- обосновывать принимаемые обязательства, разрабатывать лицевые счета экономии, анализировать результаты своей работы, работы бригады.
- обслуживать покупателей: предлагать и показывать товары; нарезать, рубить, взвешивать и упаковывать товары, подсчитывать стоимость покупки, проверять реквизиты чеков, рассчитываться с покупателями, выдавать покупку; консультировать покупателей о свойствах, вкусовых особенностях, кулинарном назначении и питательной ценности отдельных видов товаров; предлагать взаимозаменяемые товары, новые товары сопутствующего спроса;
- работать за контрольно-кассовой машиной, проверять исправность и подготавливать к работе контрольно-кассовую машину;
- подготавливать рабочее место: следить за исправностью инвентаря, инструментов, точить и править инструменты; проверять исправность и устанавливать весы и гири;
- получать упаковочный материал;
- контролировать своевременное пополнение рабочего запаса товаров и сроки реализации скоропортящихся товаров;
- получать и подготавливать их к продаже: проверять наименование, количество, цену, состояние упаковки и правильности маркировки товаров; распаковывать, осматривать внешний вид, перебирать, протирать, защищать, нарезать, разделывать и рубить товары по сортам, уведомлять администрацию о случаях поступления товаров, несоответствующих маркировке (накладной ведомости), заполнять и закреплять ярлыки цен к товарам;
- составлять и оформлять подарочные и праздничные наборы, и выкладывать товары по группам, видам и сортам с учетом товарного соседства, частоты спроса и удобства работы;
- оформлять на прилавочные и внутри магазинные витрины;
- изучать спрос покупателей;
- подсчитывать чеки (деньги) и сдавать их в установленном порядке;
- убирать нереализованные товары и тару;
- подготавливать товары к инвентаризации;
- обосновывать принимаемые обязательства, разрабатывать лицевые счета экономии, анализировать результаты своей работы и работы бригады.
Продавец, контролёр-кассир (контролер) должен знать:
- ассортимент отечественных и зарубежных товаров, классификацию, характеристику, назначение товаров данной группы способы пользования и уход за ними;
- правила расшифровки артикула и маркировки: различные цены, приемы подбора, примерки, отмеривание, отрезание, комплектации товаров, шкалы размеров изделий, правила их определения, основные сырья и материалов, идущие на изготовление товаров, способы их распознавания;
- основные требования к качеству товаров, виды брака, правила обмена товаров, гарантийные сроки пользования товарами, основных изготовителей товаров, особенности в ассортименте и качестве их продукции, правила обмена товаров;
- состояние моды текущего сезона, принцип оформления внутри магазинных витрин;
- типы контрольно – кассовых машин, их устройство, правила эксплуатации контрольно-кассовых машин, ухода за ними, документального оформления приема и сдачи денег;
- рациональную организацию труда на своем рабочем месте, нормы и правила охраны труда, требования безопасности труда и пожарной безопасности;
- организацию торговли и НОТ;
- производственную инструкцию и правила внутреннего трудового распорядка;
- основные полномочия трудовых коллективов, формы участия рабочих в управлении производством в соответствии с законом о трудовых коллективах;
- экономическую политику и особенности современного этапа развития экономики страны, задачи 5-ти летнего плана, основные показатели планов товарооборота базового торгового предприятия;
- основы экономики труда и принципы работы магазина в условиях хозяйственного расчета;
- пути повышения производительности труда;
- формы и системы заработной платы, условия оплаты труда при совмещении профессий;
- роль социалистического соревнования и движение за коммунистическое отношение к труду в борьбе за выполнение и перевыполнение производственных планов, в укреплении трудовой дисциплины;
- порядок работы магазина;
- правила торговли товарами данной группы;
- ассортимент: классификацию, характеристику, назначение, питательную ценность и розничные цены товаров данной группы;
- правила подготовки товаров к продаже, приемы показа и упаковки товаров;
- принципы оформления внутри магазинных витрин;
- основные виды сырья для изготовления товаров;
- признаки доброкачественности, сортности, органолептические методы определения качества продуктов в соответствии ГОСТов;
- правила хранения товаров и сроки их реализации;
- виды брака, нормы естественной убыли товаров и порядок их списания;
- методы снижения потерь товаров при хранении;
- правила взвешивания товаров, установки, регулировки, проверки весов и ухода за ними; сроки клеймения весов, гирь;
- правила работы на контрольно-кассовой машине и ухода за ней;
- методы изучения спроса покупателя;
- виды торгового инвентаря и инструмента и правила пользования ими;
- признаки платежности государственных денежных знаков; установленных порядок приема и сдачи денег;
- порядок подготовки товаров к инвентаризации;
- правила обращения с тарой;
- правила санитарии и гигиены;
- правила техники безопасности труда и противопожарные мероприятия;
- опыт передовиков коллектива торгового предприятия.
Видеоролик